Антифриз представляет собой обобщающее название охлаждающей жидкости, которая работает в системе охлаждения двигателя. Ранее в России и СССР использовался «тосол» – ОЖ первого поколения.
Как грамотно подобрать охлаждающую жидкость? Учимся покупать антифриз
Антифриз представляет собой обобщающее название охлаждающей жидкости, которая работает в системе охлаждения двигателя. Ранее в России и СССР использовался «тосол» – ОЖ первого поколения.
Слово antifreeze в английском обозначает незамерзающий/ая. Появление антифриза обусловлено необходимостью принудительного охлаждения двигателей внутреннего сгорания работающих с высокой нагрузкой. Именно такая жидкость, способная циркулировать в замкнутой системе при минусовых температурах, требуется для большинства ДВС.
Сегодня термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отражает назначение подобных составов. На российском рынке имеется огромный ассортимент ОЖ различных типов от брендовых производителей. Их различают:
- по свойствам;
- по составу;
- по цвету;
- по таре.
Давайте рассмотрим отличия и особенности этих антифризов, исправно служащих для защиты радиатора от замерзания.
Химическая составляющая ОЖ
Основным компонентом охлаждающих жидкостей является моноэтиленгликоль или пропиленгликоль в доле 50-65% всего состава. Антифриз комплектуется, как правило, набором силикатных или фосфатных присадок. Эти добавки позволяют использовать ОЖ в разных температурных режимах вплоть до – 60-70°С.Антифризы отличают по содержанию пакетов антикоррозионных присадок.
Каждая группа присадок: по-разному защищает авто от коррозии;
имеет совместимость или антагонизм с материалами охлаждающей системы;
отличается по сроку использования.
По этой причине антифризы определенных марок ориентированы под конкретные автомобили и имеют границы условий в своей работе. Из-за разницы в присадках многие ОЖ не совместимы между собой.
История возникновения стандартов
Стандарты, которые используются в классификациях антифризов, были созданы концерном VW. До этого использовались неорганические антифризы. Практичные немцы разделили ОЖ на следующие группы: G11, G12, G12 plus, G13. В каждом стандарте антифризов используются различные базовые химические вещества, или пакет присадок. Для удобства в антифризы различных стандартов добавляются красители разных цветов.
Итак:
Антифризы группы G11 – это гибридные антифризы первого поколения, имеющие зеленый, сине-зеленый или голубой оттенок. Их называют силикатными, так как ОЖ содержат силикаты. Основное преимущество группы G11 – использование ограниченного количества фосфатов, которые вызывают со временем отложения накипи в системе охлаждения. Основной недостаток антифризов этой группы – короткий до 3 лет срок службы.
Группа G12 – карбоксилатные антифризы, красного или оранжевого цвета. Это ОЖ нового поколения, они оснащены ингибиторами коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Жидкости этого класса имеют полезное свойство образовывать антикоррозийную пленку лишь в местах возникновения очагов, что существенно продлевает срок службы присадок. Их нельзя использовать с латунными радиаторами! Карбоксилатные жидкости не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.
Предельный срок использования антифризов G12 - до 5 лет или 200 000км пробега.
Группы G12 plus, G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) – также карбоксилатные антифризы, окрашенные в розовый оттенок. Это говорит о содержании особых ингибиторов коррозии на основе органических кислот. Также не рекомендуется использовать с латунными радиаторами, поскольку присадки вступают с ними в реакцию, ведущую к их разрушению!По срокам службы ОЖ этой группы не отличаются от параметров G12.
Группы G12++, G13, G40 представляют собой лобрид антифризы, имеющие фиолетовый оттенок. В состав этих ОЖ входит полипропиленгликоль, что повышает экологичность продукта. Данные антифризы не ядовиты и способны намного быстрее разлагаться приутилизации. Срок службы достигает 8-10 лет без ограничения пробега, но и цена антифризов этой группы существенно выше.
На что стоит обратить внимание при покупке?
- Практически все антифризы – ядовиты! Производить замену ОЖ следует исключительно осторожно, соблюдая правила безопасного обращения с ядохимикатами: не стоит допускать попадания жидкостей в глаза и на открытые участки кожи.
- При покупке антифриза обращайте внимание вначале на его цвет, но критерием выбора должен быть состав.
- Допускается смешивание антифризов одного типа или схожих групп.
Так, к примеру, G12+ и G12++ являются разными по составу ОЖ, но допускают смешивание. Смешивание же антифризов разных типов (например, G11 и G12) крайне не рекомендуется – срок службы присадок в данном случае сильно сократится.
Неосторожное смешивание:
- ведет к потере антикоррозийных свойств смеси;
- присадки могут среагировать в нерастворимый осадок;
- способствует разъеданию каналов, проникновению ОЖ в камеры сгорания;
- приводит к размягчению шлангов, возникновению утечек и т.п.;
- служит источником засоров радиатора печки, нарушению теплоотдачи со всеми вытекающими в холодный период эксплуатации.
После чего вас может ждать дорогостоящий ремонт узлов системы охлаждения, неожиданные перегревы двигателя под нагрузкой. Не смешивайте жидкости от разных производителей, если есть возможность купить антифриз от того же изготовителя.
Концентрат антифриза следует разбавлять исключительно дистиллятом. При этом строго соблюдать части воды и ОЖ, указанные на упаковке. Основное правило – не устраивать «качели» на пропорциях: снижая долю воды, вы никогда не получите снижение порога застывания ОЖ, а присадки не будут работать как предусмотрено инструкцией. Задекларированная производителем пропорция получена на основе долгих испытаний и всегда оптимальна.
Выполняйте инспекцию и доливку охлаждающей жидкости только на остывшем двигателе!
Если вы не знаете какая ОЖ была в системе охлаждения ранее, то строго рекомендуется:- Слив неустановленной жидкости.
- Тщательная промывка системы охлаждения ДВС с применением средств химической очистки.
- Заливка новой ОЖ согласно рекомендациям производителя и текущего состояния радиатора. (иногда после промывки старый изношенный агрегат может дать течь).
Все антифризы можно отличить по цвету характерному для группы.


Если определение цвет визуально вызывает сложности, либо в антифризе видны явные следы ржавчины, то лучше выполнить полную замену ОЖ, опираясь на инструкцию автопроизводителя. Неграмотно залитая жидкость может повредить помпу или радиатор, что приведет к расходам на ремонт/замену недешевых узлов.
Резюме и несколько советов по покупке современного «тосола»
Прежде всего – не доверяйте жидкостям неопределенного цвета в малых магазинах и на дороге у заправок. Это может причинить невосполнимый ущерб вашему ТС.
Не стоит выбирать антифриз только по сходству определенного цвета!
Основной документ – это заводская спецификация. Выбирайте антифризы согласно ей, остановив свой выбор на точно установленной группе для вашего авто. Приобретайте продукцию только известных производителей, вызывающих у вас полное доверие.
Вы в несколько кликов можете подобрать ОЖ необходимой группы известных марок и у нас.
Если вам понравился этот материал, сделайте репост и поделитесь полезной информацией с вашими друзьями-автолюбителями в социальных сетях. Также вы можете легко оставить комментарий на статью и высказать собственные соображения. Надеюсь, что теперь вы лучше понимаете, чем отличаются современные антифризы. Пусть это убережет вас от неприятностей в сложной критической ситуации!- Комментарии
Загрузка комментариев...